Новости законодательства: Изменяется система контроля за деятельностью юридических лиц и ИП

18 сентября 2020

Важные изменения законодательства

-изменение системы контроля  за  предпринимательской и   экономической деятельностью

31 июля 2020 года Президентом РФ подписаны новые федеральные законы:

Закон N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее Закон  247-ФЗ) и Закон N 248-ФЗ  "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее — Закон 248-ФЗ), определяющие правовые и организационные основы установления и оценки применения  содержащихся в нормативных правовых актах требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее -обязательные требования) , а также  деятельности контрольных (надзорных) органов, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований.

Основные Положения законов:

- обязательные требования   будут полностью обновлены к 2021 году. Все обязательные требования, вступившие в силу до 2020 года, автоматически перестанут применяться уже в следующем году, за их несоблюдение нельзя будет привлекать к административной ответственности (части 1, 2 статьи 15 Закона 247 -ФЗ -"регуляторная гильотина"). Правительство РФ вправе определить исключения (часть 4 статьи 15 Закона 247-ФЗ) .

            - срок действия обязательных требований устанавливается не более 6 лет ( срок может быть продлен еще на 6 лет) (часть 4, 5 статьи 3 ФЗ-247), после чего они подлежат обязательному пересмотру и актуализации.

            - любые новые обязательные требования будут вступать в силу либо с марта, либо с сентября соответствующего года, но не ранее 90 дней после их официального опубликования (в настоящее время срок составляет — 7-10 дней после их официального опубликования, если не установлен иной срок).

            - устанавливается запрет на примененение обязательных требований по аналогии .

- в целях обеспечения систематизации обязательных требований и информирования заинтересованных лиц создается реестр обязательных требований, содержащий перечень обязательных требований, информацию об установивших их нормативных правовых актах, сроке их действия, порядок ведения и формирования которого устанавливается Правительством РФ ( части 2,3 статьи 10 Закона 247-ФЗ вступаю в силу с 1 марта 2021 года).

В отношении проверок юридических лиц и ИП будет действовать следующий порядок:

            - меняется  терминология - «риск-ориентированный подход» станет называться "управление рисками причинения вреда" . Поднадзорные субъекты будут отнесены к одной категорий риска, от чрезвычайно высокого (ежегодный плановый контроль, но не чаще двух раз в год), до низкого риска (плановых контрольных мероприятий не проводится вообще) (глава 5 Закона 248-ФЗ);

            - система оценки и управления рисками причинения вреда станет тотальной (исключение составит — муниципальный контроль, при условии, если неприменение этой системы оценки  закреплено  в положении о конкретном виде контроля). Общие требования к порядку организации оценки риска причинения вреда (ущерба) устанавливаются Правительством РФ.

            - расширяется количество видов контрольных мероприятий:  частью 2 статьи 56 Закона 248-ФЗ поименованы виды контрольно-надзорных мероприятий, осуществляемых при взаимодействии с проверяемым лицом: контрольная закупка,  мониторинговая закупка,  выборочный контроль, инспекционный визит,  рейдовый осмотр, документарная проверка, выездная проверка. К контрольным мероприятиям без взаимодействия отнесены:  наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование (часть 3 статьи 56 Закона 248-ФЗ). Инспекционный визит, выездная проверка могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- или видеосвязи (часть 5 названной статьи); Новыми из них являются: , мониторинговая закупка (покупается товар под видом покупателя и отправляется на экспертизу),   рейдовый осмотр (проводится проверка всех подряд арендаторов и владельцев помещений объекта, которым владеют несколько лиц,  на проверку каждого отдельного арендатора (владельца) дается не более одного дня, каждому на месте составляется свой отдельный акт проверки, а сводного акта по всему объекту не оформляется) (статья 71 248-ФЗ ).

            - вводятся профилактические мероприятия, проводимые контрольно-надзорными органами: информирование; обобщение правоприменительной практики, меры стимулирования добросовестности; объявление предостережения; консультирование; самообследование, профилактический визит инспектора  (часть 1 статьи 45 Закона 248-ФЗ). Профилактический визит инспектора будут проводить в отношении всех объектов, которые только начали работу в определенной сфере. От проведения профилактического визита можно отказаться (пункт 6 статьи 52 Закона ФЗ-248), а кроме того, по его итогам не выдаются предписания (пункт 8 статьи 52).     Однако если во время профилактического мероприятия инспектор увидит, что есть риск нарушения обязательных требований или они уже нарушаются, то он должен сообщить об этом соответствующему должностному лицу для принятия решения о проведении в отношении контролируемого лица внепланового контроля (пункт 9 статьи 52). Главой 14 Закона ФЗ-248 предусмотрены контрольные (надзорные) действия. Нововведение - «эксперимент» - контрольное (надзорное) действие, заключающееся в использовании тест-предметов (предметов, имитирующих оружие, взрывчатые вещества или другие устройства, предметы и вещества, в отношении которых установлены запреты или ограничения на их использование), и (или) тест-субъектов (лиц, имитирующих нарушителей обязательных требований), и (или) тест-заданий, и (или) тест-ситуаций (статья  85 ФЗ-248); Какие именно профилактические и контрольные мероприятия могут проводить инспекторы - будет определено в положении о конкретном виде контроля;

            - основания для контрольных мероприятий, - наступление срока их проведения (по плану), поручения Президента РФ, Правительства РФ или требование прокурора, наступление срока контроля предписания, а также - наступление события из программы проверок и наличие у надзорного органа сведений о причинении вреда (или об угрозе его причинения) либо выявление индикатора риска;

            - Нововведение: в процедуре проведения госконтроля могут быть привлечены  свидетели (любой, кто что-то знает по интересующей инспектора теме, предупрежден об ответственности за дачу ложных показаний, и за которым сохраняется средний заработок на то рабочее время, которое он проводит в надзорном органе для дачи показаний; пока участие свидетеля в контроле - дело добровольное) и специалисты (тот, кто помогает инспектору использовать разные техсредства во время самой проверки);

            - добросовестность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей будет оцениваться "заранее", для определения категории риска (пункт 7 статьи 23 ФЗ-248). Она будет зависеть от ряда факторов, в том числе, - предоставляет ли лицо контрольному (наздзорному) органу доступ к своим информационным сресурсам,  застраховал ли он свою ответственность за несоблюдение обязательных требований, внедрил ли добровольную сертификацию, провел ли независимую оценку своей деятельности на предмет соблюдения обязательных требований и т.п.;

-  независимая оценка становится чрезвычайно важной. Проводить ее могут специальные лица, аккредитованные в национальной системе аккредитации в форме органа инспекции и субсидиарно отвечающие перед потерпевшими от несоблюдения обязательных требований.(статья 54 Закона 248-ФЗ). Пока срок независимого заключения о выполнении субъектом всех обязательных требований, - не истек, планового контроля быть не должно.

            Кроме того, разрешен "частный" контроль вместо государственного - его могут проводить  саморегулируемые организации (по истечении трех лет с даты внесения сведений о саморегулируемой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций), которые заключили специальное соглашение с надзорным органом и собирают со своих членов не менее 25 тыс. руб. взносов в компенсационный фонд в целях обеспечения имущественной ответственности по обязательствам своих членов, возникшим в результате причинения вреда вследствие недостатков произведенных членами СРО товаров, работ, услуг. Пока действует такое соглашение и к СРО нет претензий - членов этих СРО надзорный орган не трогает вообще (статья 55 ФЗ- 248);

- единый реестр проверок значительно расширит свой функционал. Во-первых, в реестре будет информация обо всех вообще контрольных и даже профилактических мероприятиях, не только проверках (а количество этих контрольных мероприятий увеличилось кратно), во-вторых, проводить любое мероприятие, даже неотложное, без предварительной записи в этом реестре становится невозможно, в-третьих, предупреждать о проверке будут именно через публикацию в этом реестре, а также через личный кабинет на портале госуслуг. В этом случае лицо будет считаться проинформированным надлежащим образом.

Информация о вступлении законов в силу:

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" вступает в силу с 1 ноября 2020 г., за исключением части 1 статьи 3, вступающей в силу с 1 февраля 2021 г., частей 2 и 3 статьи 10, вступающих в силу с 1 марта 2021 г.

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" вступает в силу с 1 июля 2021 г., за исключением части 11 статьи 30, которая вступает в силу с 1 января 2022 г. и части 2 статьи 39, которая вступает в силу с 1 января 2023 г.

С уважением. Исполнительная дирекция СРО АС «ГПАО»

 

Время публикации: 18 сентября 2020, 13:46